Сновидения у детей младшего возраста

Сновиденческая активность у детей представляет собой особый интерес у различных исследователей [1,2,4,7]. В последнее время выделена особая медицинская специальность – сомнология, изучающая заболевания, возникающие в связи со сном, особенности структуры ночного сна, деятельность мозга во время сна, и собственно сны [1,2].

 

Большинство работ, посвященных изучению сновидений у детей, связаны с изучением их особенностей при различных невротических расстройствах. Несомненна роль сновидений, как фактора психологической защиты при стрессе у больных неврозами детей. В исследовании Корабельниковой Е.А. с соавт. (2000г.), на 78 детях было показано качественное и количественное изменение сновидений в разные стадии невроза. Было выявлено, что на этапе компенсации происходит интенсификация, аффективная и когнитивная активация с последующей редукцией сновиденческой активности при декомпенсации невроза. Все это является показателем, в целом, плохой приспособляемости к различным жизненным стрессовым ситуациям у больных с неврозом [5,6].

 

Целью нашего исследования является изучение качественных особенностей сновидений у детей младшего возраста (3-7 лет).

 

Материал и методы.

Всего обследовано 32 ребенка. Возраст обследованных составлял 3-7 лет. Из них в возрасте 3 лет – 5, 4 лет – 6, 5 лет – 10, 6 лет  – 4, 7 лет –7 детей. Программа исследования включала применение клинического, параклинического, анкетного, экспериментально-психологического (включавшего анализ детского рисунка) методов.

Для анализа сновидений использовался метод контент-анализа (Холл К., Р. ван де Кастл, 1966г.). Элементы снов должны были подпадать под одну из категорий: персонажи обстановка, природное окружение, предметы, деятельность, качества, ощущения, эмоции [1].

 

Кроме того, в работе использовалась методика экспертной оценки сновидений (Вендрова М.И., в модификации Корабельниковой Е.А.) [1,3].

 

Индивидуальные особенности личности ребенка определяли на основе теста «Рисунок человека», разработанного К. Маховером (1946г.) [8]. Для этого, ребенка просили нарисовать на чистом листе бумаги изображение человека, с последующей балльной оценкой рисунка по 46 пунктам. Балльная система оценки рисунка позволяет вполне объективно оценивать степень умственного развития ребенка, целостность личности. Кроме того, проводился визуальный анализ рисунка, где учитывались особенности в изображении отдельных частей фигуры, негативные знаки (отсутствие глаз, носа, рта, туловища, рук, ступней, одежды, половой принадлежности, нарушения пропорции тела), дополнительные детали

 

Изображение человеческой фигуры всегда отражает выражение к самому себе и к окружающему миру, т.е. Я – концепцию. Я- концепция – является интегративным показателем представлений человека о себе самом, оценкой собственных действий и поведения.

 

Результаты исследования.

Анализ словесных описаний выявил относительную простоту сновидений у детей 3-4 лет, отсутствие в них осознанных действий и аффективно-эмоциональную бедность, блеклость цветовой гаммы. Словесная речь у всех была умеренно развита. Слов мам, ежедневно дети о снах не рассказывали, возможно, это связано с плохой запоминаемостью снов. Сны характеризовались следующими категориями - предметы (детские игрушки), персонажи (мама или братья, сестры, герои мультфильмов) и природное окружение (розовые зайцы, бабочки, травка). В отчетах о сновидениях, в основном со слов мам, преобладает зрительная сенсорная модальность. По методике экспертной оценки отчеты о сновидениях относились к категории 1 и 2 – «сновидения осознанные в главном» и «осознанные в принципе». Средний балл по тесту Маховера К. составил 8 баллов, что соответствует возрасту. Рисунки людей были роботоподобными, мало похожими на человека, что, связано с еще несложившимися представлениями о собственном теле. Отличались большим количеством негативных признаков (отсутствие пропорций тела, пустые глазницы, открытый рот или его отсутствие, опущенные вниз руки, отсутствие туловища и др. частей тела, отсутствие одежды). Большинство детей рисовали людей с непропорционально большими головами, выражая, таким образом, стремление компенсировать отставание от сверстников по интеллекту или другим качествам, например, развитости речи. Схематичное изображение лица свидетельствовало об избегании решения конфликтов, связанных с отношениями с окружающими. Все это является выражением тревожности, нехватки базового чувства защищенности, и поверхностных неэмоциональных контактов с окружающими – эмоциональной незрелости.

 

Сны детей 5-6 лет, характеризовались категориями – персонажи, обстановка, природное окружение, деятельность (ходили с папой в магазин). Сны снились простые, но заметнее участие в них ребенка. В связи с лучшей развитостью речи дети активно рассказывали о своих снах. В этот период сны аффективно более насыщены, в них появляются осознанные действия, ребенок в них принимает непосредственное участие, либо персонажи производят какие-либо действия (участвует в фантастических мультфильмах с крылатыми киборгами). По методике экспертной оценки отчеты о сновидениях относились к категориям 2 и 3 – «сновидения, осознанные в целом», и «осознанные целиком». В отчетах о сновидениях все чаще дети определяли свое собственное отношение к ним, в основном как – веселые. Зрительные модальности становятся более отчетливыми, сновидения снятся и рассказываются окружающим чаще. В детских рисунках сохраняется некоторая роботоподобность, что говорит об эмоциональной незрелости, но лучше переданы пропорции тела, прорисованы все основные части туловища, в рисунках девочек и мальчиков появляется изображение волос, причесок, фигур противоположного пола, что свидетельствует о начале половой идентификации. Рисунки все больше выдают эмоциональное состояние – руки разведены в стороны (хорошая приспособляемость) или опущены вниз (противостояние окружающим), или нарисованы длинные пальцы (агрессивность, конфликты с окружающими), длинная шея (начало контроля телесного и духовного). Появляются черты эгоцентризма, направленности на себя, на свои переживания. Средний балл по тесту Маховера К. составил 15 баллов, что соответствует легкому опережению соответствия возраста и интеллекта.

 

Следующий возрастной период 6-7 лет, характеризуется расширением категорий сновидений. Кроме персонажей, обстановки, природного окружения, предметов, деятельности, в отчетах детей появляются отчетливые категории  качества (уточнение свойств предмета или действия, видимых в сновидении) и эмоций. Например, отчет девочки А., 6 лет – «Мне снилось, что я подарила маме на 8 Марта машину и цветы». Во снах часто снятся другие, как правило, знакомые лица из ближайшего окружения (бабушка, тетя, братья), с которыми они взаимодействуют. Речь развита полностью, у некоторых детей довольно насыщенный лексикон. Более развитым детям снятся фантастические сны, в которых ребенок является участником ранее виденных в бодрствовании телевизионных фильмом. Например, сон мальчика Ч.,7 лет – «Я Джек-Воробей, на пиратском острове, с друзьями, охочусь на других пиратов». Или сон мальчика А., 7 лет – «мне снился заяц, я с ним разговаривал». Сны яркие, цветные, ситуационные, отчетливы зрительные, появляются и другие модальности – слуховые. По методике экспертной оценки отчеты о сновидениях относились к категориям 2 и 3 – «сновидения, осознанные в целом», и «осознанные целиком». В сновидениях появляется законченная сюжетная линия, эмоционально-аффективная насыщенность. В рисунках человека половая идентификация закончена, у мальчиков появляется стремление к мужественности, у девочек - желание быть привлекательными. Рисунки девочек резко отличаются от рисунков мальчиков более тщательной, детальной проработкой элементов одежды, частей тела человека. В рисунках мальчиков меньше внимания уделяется собственно человеческому изображению, и появляются сказочные мифические строения, персонажи. Характерна развитость фантазии, некоторая оторванность от реальности (парящие в воздухе фигуры), нехватка психической уравновешенности. Клинически у некоторых детей это проявляется сноговорениями. Анализ рисунков показал уменьшение тревожности, агрессии, лучшую приспособляемость к повседневным событиям, коммуникабельность. Средний балл по тесту Маховера К. составил 25 баллов, что соответствует легкому опережению интеллектуального созревания.

 

Выводы.

Таким образом, клинико-динамический анализ сновидений у детей младшего возраста выявил их простоту, отсутствие в них осознанных действий и низкую аффективно-эмоциональную насыщенность. Это связано с эмоциональной незрелостью, поверхностными плохо осознаваемыми, неэмоциональными контактами с окружающим, что нашло отражение в детских рисунках. По мере взросления, происходит качественное и усложнение сновидений, появление в них осознанных действий, что является отражением психологической защитной функции сновидений.

 

Список литературы:

  1. Вейн А.М., Корабельникова Е.А. Сновидения. М 2003
  2. Вейн А.М., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. М: Медицинa 1989.
  3. Вендрова М.И. Сновидения больных с церебральной органической патологией: Автореф. дис. канд. мед. наук. М 1988.
  4. Касаткин В.Н. Теория сновидений: Изд. 3-е. Л 1983.
  5. Корабельникова Е.А., Вейн А.М., Голубев В.Л., Крейнес М.Г. Психолингвистическое исследование сновидений детей и подростков с невротическими расстройствами Журнал неврологии и психиатрии N1-1999, стр.18-21
  6. Корабельникова Е.А., Голубев В.Л. Сновидения и психологическая защита при невротических расстройствах у детей и подростков Журнал неврологии и психиатрии N 1-2000, стр.18-22
  7. Ротенберг В.С. Адаптивная функция сна. М 1982
  8. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Изд. Института психотерапии, М. 2005
Comments